Автоматизация и Безопасность бизнеса. IT-Аутсорсинг.

Деятельность ЕГАИС относительно оптово-розничной торговли

  Установка и настройка ЕГАИС

В результате внедрения ЕГАИС в предприятия, занимающихся торговлей в розницу, их работа с поставщиками алкоголя будет происходить следующим образом:
— Импортер, производитель или оптовая компания фиксирует в ЕГАИС все расходные накладные. Информация об объеме отгруженного товара резервируется в ЕГАИС на остатках импортера.
-Получатель (для осуществления розничной торговли) получает все необходимые накладные, подготовленные через свою систему учета или же посредством УТМ (Универсального транспортного модуля) ЕГАИС.
-Если организация-получатель соглашается принять товары по накладной, подтверждает тем самым получение. Если обнаруживается недостача продукции по сравнению с электронными накладными, составляется акт расхождения с учетом исправленного количества. Акт попадает к импортеру, который при согласии с исправлениями списывает только согласованный объем с организацией-получателем. В случае несогласия, накладная аннулируется и весь объем возвращается на остаток импортера.
-Если в результате проверки поставленной продукции обнаруживается, что товар фактически доставлен в избытке по сравнению с данными по объемам, указанными в электронных накладных, но организация-заказчик хочет принять доставленный объем продукции, то формируется подтверждение накладной. При этом на избыточный объем продукции отправителем составляется дополнительная накладная.
-В том случае, если получатель отказывается принять продукцию, отмеченную в накладных, он должен сделать отказ. В данном случае такая продукция возвращается на остатки импортера.
-За службой Росалкогольрегулирование закрепляется обязанность обработки всех документов которые поступают в систему, а также возвращения в организации квитанций через УТМ о том, что данные поступивших накладных поступили в ЕГАИС.

Работа ЕГАИС в рознице

Согласно нововведенному законодательству все процедуры продажи алкогольных напитков должны фиксироваться в системе ЕГАИС. На кассах в магазинах должны быть установлены специальные 2D-сканеры, считывающие с акцизной марки всю информацию о поставщике (производителе) и товаре. В результате сканирования кассовым модулем, информация попадает на сервер Росалкогольрегулирования. То есть учет будет осуществляться в онлайн-режиме.

Сегодня данная система сканирования и учета уже установлена и успешно работает в нескольких больших сетях розничной торговли, среди которых Дикси, X5RetailGroup и других.

Изменилась ли работа кассира?

В связи с внедрением ЕГАИС в рознице, персоналу, работающему на кассах, придется освоить небольшую смену алгоритма продаж (в случае наличия у покупателей алкоголя):

  • покупатель вместе с другими товарами приносит алкогольную продукцию на кассу;
  • кассир проверяет EAN товаров (при сканировании алкоголя на мониторе всплывает напоминание о необходимости отсканировать штрихкод марки);
  • при помощи 2D-сканера считываются штрихкоды ФМС/АМ (в случае успешной проверки товар добавляется в чек, а при не успешной – продажа товара не осуществляется);
  • после внесения всего товара в чек, кассир выбирает «Итог»;
  • установленное на кассах программное обеспечение создает xml-файл, а затем направляет его в ЕГАИС посредством Транспортного Терминала, который параллельно формирует квитанцию и передает обратно на кассу;
  • после этого осуществляется закрытие чека, в котором остается печать слипа алкоголя (считав QR-код, указанный на алкоголе, покупатель может проверить легальность товара).

Почему алкоголь не удается пробить на кассе?

В случае, если по каким-либо причинам Транспортный Терминал (программное обеспечение ЕГАИС) не передает на кассу квитанцию, то есть не подтверждается легальность товара, осуществляется удаление алкоголя из чека с последующим завершением продажи остальных неалкогольных товаров.

Причины, почему алкоголь может не пробиваться на кассе:
-Алкоголь действительно является нелегальным.
-Штрихкод PDF417 имеет плохое качество.

Штрихкод может не считываться в следующих случаях:

  • он не соответствует ГОСТу (низкий уровень читаемости);
  • поверхность штрихкода была повреждена (стерта) в процессе транспортировки;
  • поверхность акцизной марки искривлена из-за формы тары;
  • несколько единиц алкогольной продукции объединены в одну тару (условно);
  • товар имеет сувенирную упаковку (условно).

    Как избежать проблем с алкогольной продукцией на кассе?

    -Проверить наличие акцизной марки на упаковке алкогольного товара, а также обратить внимание на ее качество.
    -Аккуратно переносить товар, чтобы не испортить маркировку.
    -Сотрудничать только с проверенными поставщиками.
    -Осуществлять проверку легальности алкоголя при поставке и не допускать ее попадание в торговые залы.